1PDA 2Главная 3Блоги 4В избранное 5Написать письмо 6Товар олимпийского качества 7Тверской глянец 8Купол тверского интеллекта 9Качество жизни (ЖКХ и др.) 10Приходская жизнь 11Русский гламур 12Партнеры и баннеры ТОС 13Власть 14Поиск и карта сайта
Герб РФ Герб Тверской области Герб Твери Свидетельство о членстве&nsearch_wordbsp;в клубе городов и регионов стратегов


Актуальная информация

Товар
Олимпийского качества

Тверской глянец

Приглашаем Вас познакомиться с талантами Тверской земли


Интернет-   галерея

Интернет-
филармония

Интернет-букинист

Интернет-выставка народных ремёсел

Интернет-
музей демократии

Проекты архитектора Владимира Образцова…



На Рождественских горках нашли новый способ укрепления семейных уз


Как? Читайте в книге Владимира Осипова «Вечные ценности семейной жизни»

Купол тверского интеллекта

На Рождественских горках вырастет Мировой город


Тверь - мировой город

Генплан Твери      

ТОС: Социально-экономическое зонирование       

Парк городов планеты

Струнный транспорт

Тверская земля – Центр Мира

Красота спасёт мир

Европеизация – есть социализм


Социалистический поворот России
Что общего между бабочкой и финансовым кризисом?
Кто откликнется на призыв «Вставай страна огромная»?
Никто, считает активист местного самоуправления, если власть всех уровней не изменит подхода к проблеме полномочий малый территорий.
На пути к новой демократии
История с географией
или Всякие ли инвестиции полезны?

«О сколько нам открытий чудных готовят…»


Проекты Тверского отделения Петровской Академии наук и искусств

Нанотехнологии

Инновационные проекты изобретателя Владимира Таланова

Качество жизни

Приходская жизнь

Сообщить об ошибке

Анонсы

Подготовка жилищных консультантов

В НП «ЖКХ Контроль" планируют превратить собственников квартир многоэтажных домов в настоящих экспертов

Оковский лес

Оковский лес откуда «есть пошла Русская земля»


Подробнее...

Каждый пятый русский родом из Тверского региона

Каждый пятый русский, где бы он сейчас ни находился, куда бы ни забросила его судьба, может смело считать Верхневолжье, Тверской край своей прародиной.


Подробнее...

Патриарх Тихон – имя Россия

Наша задача – сделать имя
святого Патриарха Тихона
именем не только России,
но и всего Русского мира

 

Подробнее...

Великие женщины
Тверской земли

Анна Кашинская – 100 лет
со дня прославления

Соберём средства на
воссоздание раки для святых
мощей Анны Кашинской

Подробнее...

Главная ›› Русский мир ›› Духовные вожди Русского мира ›› Патриарх Тихон ›› Публикации о Патриархе Тихоне и его родине ›› Статья: "Великий и смиренный Патриарх Тихон" /ОКОНЧАНИЕ/

Великий и смиренный Патриарх Тихон (ОКОНЧАНИЕ)

К 140-летию со дня рождения Патриарха Тихона

Поместный Собор Православной Российской Церкви

К лету 1917 года Россия была пронизана духом всеобщего разложения, гражданского недовольства и губительной вседозволенности. Царь малодушно отрекся от престола. Князья церкви не смогли спасти православную монархию ни мудрым поучением, ни молитвой. Сановно-бюрократическая верхушка России погрязла в барской лени, корысти и интригах. Партии цинично и кроваво борются за власть. Разночинная интеллигенция с воодушевлением творит идеи и проекты коренного переустройства мира. Радикальные иноверцы ищут свое призвание в революции. Солдаты бегут с фронтов. Рабочие не работают, а митингуют. Крестьяне жгут и растаскивают помещичье добро. Временное правительство сидит в Зимнем дворце как на вокзале, в ожидании прощального звонка Истории.

Члены Святейшего Синода и православные ученые осознали:  в этих условиях единственное некровавое средство спасения страны и единения соотечественников - древний русский Собор. Двенадцатилетняя дискуссия закончилась, было принято решение немедленно созывать Поместный Собор Православной Российской Церкви.

Церковь как дух и тело Христово, владеющая идеями вселенства, религиозного и национального единства, как иерархия управления и сетевая территориальная структура в приходах оставалась самой мощной силой в поруганном войной и смутой Отечестве.

Митрополит Московский и Коломенский Тихон принимает участие в подготовке Собора и открывает его в качестве Председателя в день Успения Божий матери - 15 (28) августа 1917 года в Кремле, в древнем Успенском соборе, и на следующий день - в храме Христа Спасителя.

Благодаря Собору Москва на несколько месяцев превратилась в духовную столицу России. Крестные ходы затопили светом весь город: просветленные лица прихожан и блеск хоругвей, звучит перезвон тысяч колоколов, идут молебны. Это был самый представительный и долгожданный  (из-за противодействия императорской власти он не собирался два столетья)  русский православный собор. Революция разбудила инициативу: у злых - разрушительную, у добрых - созидательную. Появилась надежда, что именно Собор  отмолит  Россию и сможет восстановить  разрушенную целостность.

В Соборе приняло участие 576 избранников: 277 священнослужителей и 299 мирян - представители всех сословий и мест. Его заседания проходили в новом Епархиальном доме в Лиховом переулке, а жили делегаты рядом -  в здании Московской духовной семинарии.

Собор был призван решить главные вопросы потрясённой жизни России. Однако, соборяне, съехавшиеся со всей страны, не знали, что эти вопросы, кроме единственного - восстановления патриаршества, будут в октябре кардинально решены другими - неверующими, и не в Москве,  а в Петрограде.

Весь сентябрь соборяне заинтересованно и мудро толковали, рядили и спорили, потому что действовало великое соборное правило: выслушать всех желающих и не кончать собор пока каждый соборянин не придет к единодушию и общему решению. Пришли - патриаршеству   быть! (В Петрограде свершился октябрьский переворот). Предложили 28 кандидатов в Патриархи. (Докатилось до Москвы: за стенами Собора идут бои красногвардейцев с юнкерами). 31 октября общим голосованием отобрали самых достойных: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Беллавина).

Окончательный выбор решили передать в руки Божественного провидения через жребий. (Большевики делают свое дело: бьют из пушек по Кремлю). Наконец, 5(18) ноября 1917 г. в переполненном храме Христа Спасителя известный провидец слепой старец Зосимовской пустыни Алексий после молитвы перед чудотворной иконой Владимирской Богоматери вытащил из ковчега имя - ТИХОН.

Народ ликовал. Россия обрела духовного вождя, вокруг которого, надеялись, соберется и укрепится Отечество. На пустовавший 200 лет патриарший престол взошел достойнейший представитель и избранник русского народа, полный любви к людям и необычайной простоты, доброжелательный и беспорочный архипастырь ста миллионов православных россиян Тихон.

Но Россия в один и тот же год и месяц сумела возвести на Престол правления: государственного и церковного сразу двух национальных героев. Россия революционная  признала своим лидером выскочившего из подполья уроженца Симбирска. Россия православная избрала уроженца Торопца, более 20 лет стоящего в алтаре храмов. Духовным вождем крещеной нации и Русской Православной Церкви стал Василий Беллавин (в монашестве - смиренный ТИХОН). Государственным правителем стал вождь мирового пролетариата, интернационалист и богоборец Владимир Ульянов (в политике - неистовый ЛЕНИН). В представлении верующих они были антиподы: святой при жизни Божий Избранник и Адепт Антихриста на земле.

Терновый венец революций

Кончилась жизнь, наступило житиё мученика и спасителя. Тихон обладал даром предвидения, близко общался с Богом, предсказывал судьбы. В дни избрания  предрёк: «Ваша весть для меня является свитком, на котором написано: «Плач, и стон, и горе...» Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во все дни. Патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни среди огня и смертоносной пальбы. Кто же я, Господи, что ты так возвел и отличил меня?»

Он отстоит Русскую Православную Церковь от полного уничтожения богоборческой властью и от «превращения Руси святой в Русь поганую» церковными обновленцами -  «комиссарами в рясах», которые попытаются лишить его патриаршего сана.

В своих Посланиях он бесстрашно обличал преступления большевистской власти: выступил против расстрелов  священников, надругательств над живыми заложниками и мощами святых; против принудительного изъятия церковных ценностей. А затем признал эту власть.

Во время ужасного голода 1921 - 1922 годов  он первым обратился  с воззванием «К народам мира и православному человеку» призывая помочь умирающей России, и своим авторитетом обеспечил иностранные поставки продовольствия.

Он пережил два ареста и три покушения: раз высшая сила отвела нож, другой - грудь его келейника Якова Полозова заслонила от пули убийц.  Тихон тихо скончался 25 марта (7 апреля) 1925 года в частной больнице тверских Бакуниных на Остоженке, куда его поместили земляки для охраны и лечения. Дело в том, что преследуемого советской властью Святейшего патриарха Тихона не хотели брать другие медицинские заведения. Т.А.Бакунина-Осоргина писала о том, что вскоре после его смерти их лечебница без всякого предупреждения была национализирована.

 

Свидетельства и оценки деяний и личности Тихона

Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн, слово в Рижском кафедральном соборе в день погребения Патриарха Тихона (30 марта/12 апреля 1925 г.): «Едва ли на всем протяжении истории Русской Православной Церкви было имя в такой мере приковывающее внимание всего христианского мира, как имя безвременно погибшего Патриарха Тихона. На протяжении семи с половиной лет патриаршествования это имя было самым дорогим именем не только для русского народа - весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха Тихона, восхищался им, благословлял его, молился за него».

Профессор Д.В. Поспеловский, анализируя 4-е Послание Патриарха Тихона (1920 г.), после его отказа дать благословение деятелям и генералам Белого движения: «Очевидно, он духовно, пророчески узрел неизбежность большевизма как итог исторических грехов церкви, и видел спасение от него только во всеобщем возвращении к Богу, в покаянии, а не в кровавой бойне. И вот, когда все ожидали победы белых, Патриарху было мистически дано прозреть, что этой победы не бывать, и надо было готовить Церковь и церковный народ к бытию в новых условиях, к необходимому гражданскому примирению с новой властью».

Председатель Совнаркома В.И. Ленин в секретном письме членам Политбюро (19 марта 1922 г.): «Нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона,.. черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение... Именно теперь.., когда в голодных местностях едят людей, а на дорогах валяются... тысячи трупов мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией... Мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)...

Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать...Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. ».

Епископ Афанасий (Сахаров): «Один юноша посмотрел на фотографию Святейшего и сказал мне: «Кажется, грусть всего мира смотрит в этих глазах».

Красноармеец - тюремщик Тихона, помещенного под арест (Москва, Донской монастырь, 6(19) мая 1922 г.): «Всем бы хорош старик, только вот молится долго по ночам - не задремлешь с ним».

Письмо очевидца: «Был на похоронах Патриарха. Народу много больше, чем на похоронах Ленина».

Вопрос чекиста на допросе: «Как вы понимаете патриарха Тихона?». Ответ протоиерея Валентина Свенцицкого: «Я реально ощутил его святость!».

Отметим делом заслуги Тихона перед Россией - сохраним её!

Библейской значимости гражданский и духовный подвиг Патриарха Тихона - часть героической истории мира. Величие и обаяние его личности, патриотическая и пророческая ценность плохо изученного в годы советской власти наследия - все это заставляет вновь обратиться к образу нашего земляка, но уже с позиций современности. Грядущий юбилей дает повод направить общественное внимание на тихоновскую мудрость в решении тех же общественно-государственных проблем, которые коварно возвратились из XX  века России  -  в её  XXI  век.

Достаточно указать на войну в Чечне, отравившую горем и ненавистью нашу жизнь, на углубляющуюся пропасть между Россией богатых и бедных, ноябрьскую трагедию братской Украины, вызванную расколом общества и экономическим кризисом после непризнания результатов президентских выборов и т.д.

Можно представить, как скорбит душа небесного заступника России в обозрении бед и окаменевших проблем своего народа? Что хочет Тихон в великом Соборе Святых, просиявших в Земле Русской, подсказать нам?..

Тверские, псковские, новгородские люди Валдая - Страны Истоков, где хранится исконное единство земли, этносов, времен и духа по-особому ощущают свое северное русское братство. Поэтому для нас он в первую очередь - земляк, брат по крови, современник и архипастырь в вере.  Земляческие чувства сильны  в душе Тихона. Он много помогает людям, направляет и поддерживает их. В 1909 г. в Ярославле он протянул архиерейскую руку  для поцелуя и помощи одному торопчанину, дальнему родственнику - студенту юридического института, который жил в бедности вдали от дома с женой и грудной дочерью. Не знаю, каков был характер их общения, но через несколько лет мой дед Александр Фролович - а это был он - вернулся в Торопец и стал не юристом, а сельским священником и прослужил 12 лет в приходе села Заборье. Известие о смерти Патриарха принесло в народ, и в наш род, плач, стон и горе. Его сестра произнесла: «Загубили Васю!».

Я прикасаюсь к жизни Тихона через руку деда, ведущего меня купаться в Торопе, с ощущением благоговения и реальности контакта: между нами всего два поколения.

«Тихоноведение» как историческая дисциплина, научное, художественное, сакральное постижение жизни и деятельности Великого Господина мира и Святого Земли Русской только начинает складываться. Хотя в церковных и академических библиотеках, гражданских архивах и спецхранах ГПУ-ФСБ  накоплено достаточно книг, рукописей воспоминаний, документов, следственных дел, чтобы начать полномасштабные исследования.

В начале года президиум Тверского отделения Петровской академии наук и искусств принял решение о разработке новой программы - «Патриарх ТИХОН: духовное окормление современников и пророческие заветы потомкам».

Месяц назад в Твери прошло первое учредительное собрание Общественного комитета имяславия Патриарха Тихона, в который вошли ученые, церковные и общественные деятели, представители государственной и муниципальной власти, краеведы, журналисты из Твери, Торопца, Москвы и Санкт-Петербурга.

Комитет начал осуществлять план подготовки юбилея Патриарха Тихона, где предусмотрены научно-практическая конференция с названием аналогичным программному, как её культурная программа - Тихоновский фестиваль «Благовест для России», меры поддержки открытию музея Патриарха Тихона в Торопце.

Мы через газету «Караван» приглашаем все заинтересованные и заинтересовавшиеся лица и организации к работе по изучению и имяславию Тихона. Будем рады Вашим предложениям и реальной помощи.

Завершим же повествование патриаршим обращением самого Тихона:

«К тебе же, обольщённый, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти... при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей... Перед лицом страшного, совершающегося над страной нашей суда Божия соберемся все вокруг Христа и Святой его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и света, верных велениям Божиим, которые исправили бы  содеянное злое дело, возвратили бы отторгнутых и собрали расточённых».

Владимир Осипов, председатель Тверского отделения
Петровской академии наук и искусств

г. Тверь, 29 ноября - 2 декабря 2004 года


В начало страницы
Просмотров: 2984
Общественники Netlog
Партнёры